Услуги по контекстной рекламе

13 частых ошибок в автоворонках — и как их избежать

13 частых ошибок в автоворонках — и как их избежать

Вы вложили кругленькую сумму в разработку автоворонки, дополнительно потратились на рекламу, но результат вас не устроил: трафик окупается плохо, а продаж сильно меньше, чем хотелось бы.

Знакомо? Надеюсь, что нет 🙂

Меня зовут Сергей Трубадур, и я эксперт по автоворонкам с 2013 года.

Уверен, что вы не столкнетесь с этой проблемой и в будущем, имея на руках мой мануал по типичным ошибкам в автоворонках.

(Спойлер: некоторые из этих ошибок не раскрывают даже практики!)

Поскольку я работаю чаще всего с онлайн-школами, примеры в статье будут посвящены в основном им — но эти же принципы можно переносить на услуги и некоторые товары.

Итак, приступим.

Ошибка 1. Продукт не попал в аудиторию

Продукт не попал в аудиторию

Это общемаркетинговая ошибка, но я наблюдаю ее и в автоворонках.

Ваш продукт изначально продается плохо, и вы полагаете, что автоворонка исправит эту ситуацию. Но так ли это?

Если продукт продается плохо только потому, что не хватает трафика, это одна ситуация. Но может быть и такое, что продукт никому не нужен В ПРИНЦИПЕ. 

Например, 15 лет назад вышел курс «Киберсант-партнер» по продаже инфопродуктов через Яндекс.Директ. Он произвел настоящий фуррор и продался на много миллионов. А всё потому, что закрыл важную проблему рынка. И, по всей видимости, это вышло у автора случайно.

Но автор посчитал себя крутым маркетологом и выпустил еще один курс с похожим названием: «Хоббис-партнер». И вот здесь его ждало полное фиаско. Ведь потенциальные клиенты даже не поняли, что это за курс и зачем он им нужен.

А ведь нужно было начать с маркетингового исследования и кастдева — опросов потенциальных клиентов. Сначала выяснять, что им нужно, и только тогда готовить продукт.

Другой похожий случай — аудитория, которая не готова покупать, например, ввиду неплатежеспособности. Но и здесь есть решения — можно заходить с более дешевым продуктом (как у школ заработка «50+») и выстраивать сложную систему из воронок и запусков.

Ошибка 2. Не учли конкуренцию

Некто создает стопиццотый курс «Профессия копирайтер» и воронку под него. Рассказывает, как круто быть копирайтером и работать из дома. В общем, ровно то же самое, что и конкуренты.

А потом жалуется, что продаж — раз, два и обчелся. 

Всё потому, что на рынке уже более 50 школ копирайтинга, и они плодятся как грибы.

(Говорю как владелец одной из двух старейших школ копирайтинга на рынке 🙂.)

Впрочем, это не значит, что нужно бежать от конкуренции. Наоборот: если на рынке еще нет определенного продукта, это может значить, что в этой нише нельзя заработать, хоть она и свободна.

Просто, врываясь в алый океан, будьте готовы к жестокой конкуренции и выстраиванию длительных воронок, а также постоянной работе с подписной базой.

Ошибка №3. Слишком узкий/сложный продукт

В свое время мы с партнером успешно проводили запуски курса по прототипированию лендингов (созданию графических макетов посадочных страниц копирайтером-маркетологом). Нашей аудиторией были действующие копирайтеры и специалисты по трафику.

Но попытка сделать автоворонку на этот курс для бизнес-аудитории провалилась, несмотря на мой колоссальный опыт в воронках. 

Всё просто: 

  • протипирование лендингов — достаточно узкое направление, одна из стадий работы над лендингом
  • предприниматели обычно покупают лендинги под ключ у агентств и более мелких подрядчиков (которые, собственно, и заказывают прототипы копирайтерам-маркетологам)
  • а число предпринимателей, которые желают сами освоить этот навык, близится к нулю.

Да и в целом попытка выстраивать воронку вокруг узкого, продвинутого продукта чаще обречена на провал. 

Автоворонки проектируются для широкой аудитории, под типичные боли рынка. А уже потом собранной базе можно допродавать и более узкие решения.

Ошибка №4. Неверно выбранная схема воронки

К примеру, вы продаете дорогой курс стоимостью 300 тысяч рублей. и наивно полагаете, что для этого достаточно воронки чисто из текстов или воронки из 3 видео.

Хотя здесь нужны и инструменты помощнее (автовебинар), и другая схема закрытия — на промежуточный шаг (стратегическую сессию), и долгий прогрев аудитории.

Другой пример — попытки применить типичные инфобизнесовые воронки для продажи обычных услуг вроде агентства недвижимости. Как правило, это срабатывает не очень хорошо.

Схема воронки выбирается в зависимости от продукта, среднего чека и других факторов. Проще поручить выбор схемы тому, кто разбирается.

Ошибка №5. Автоворонка вокруг дешевого продукта

Из свежего обсуждения в чате автоворонщиков

Из свежего обсуждения в чате автоворонщиков:

Нет, коллега, это так не работает 🙂. Время дешевого трафика и высоких конверсий на холодную аудиторию прошло. 

Теперь, чтобы продать продукт за 1000 рублей, нужно потратить, к примеру, 5000 рублей рекламного бюджета. Чтобы продать продукт за 5000 — потратить 8000. И так далее.

И если кроме дешевого продукта в воронке ничего нет, вы очень быстро зайдете в минус.

Если мы используем дешевый продукт (трипваер), то должен быть и более дорогой — основной продукт (флагман). А лучше, целая линейка.

(И более того: с собранной базой нужно работать дальше. Но об этом я еще скажу в статье.)

Ошибка №6. Ловушка трипваера

Как ты уже понял, дешевый продукт позволяет окупить часть стоимости трафика (а если поиграться с маркетингом, то даже всю).

И это звучит как очень привлекательная идея многих наших клиентов. Еще бы: вы окупили трафик, получили базу подписчиков и базу клиентов, а дальше работаете только в плюс, продавая основной и дополнительные продукты. И можете масштабироваться.

Но есть распространенная ошибка, о которой не говорят в обычных статьях про автоворонки. Я называю ее ловушкой трипваера.

Это когда после покупки дешевого продукта клиенты не хотят ничего покупать дальше. По крайней мере, не хотят сделать этого сейчас

А ведь вам уже хочется продавать следующие продукты. И более того: если у вас нет бесплатного трафика, а трипваер не окупает всю стоимость платного, вам жизненно необходимо, чтобы человек покупал дальше и как можно скорее. Иначе рекламу придется выключать.

Почему так происходит? Я расскажу об этом в отдельной статье: подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить.

Кстати, многие крупные школы не используют трипваеры, а сразу ведут на основной флагман, потому что столкнулись с ловушкой трипваера и/или не хотят ждать, пока покупатель созреет на основной продукт. И это тоже возможная стратегия автоворонки.

Ошибка №7. «Тупая» воронка

Иногда автоворонка напоминает какой-то обрубок. В ней есть, скажем, одно продающее видео и… всё. На этом работа с новым подписчиком заканчивается.

Конечно, это может быть частью маркетинговой задумки. Так называемая MVP-воронка создается в укороченном виде, и дальше ее могут достраивать. 

Но нередко случается так, что воронку после запуска никто не докручивает и не достраивает. И тогда она напоминает черную дыру, в которую уходят деньги.

(Как это бывает, например, когда рекламу в Яндексе ведут на неподготовленные страницы. Об этом может много рассказать руководитель команды экспертов-маркетологов Алексей Полевский.)

Наиболее удивительный для меня случай — это воронка Марии Солодар. Для понимания: это маркетолог, от которой я узнал сам термин «автоворонка» (раньше мы называли это просто «продающие цепочки»), у нее есть соответствующий курс, она готовит спецов по воронкам. 

Но пару лет назад в собственной воронке Марии не было ничего, кроме короткой серии писем автовебинара. Дальше с подписчиком в рамках воронки никто не работал. Не было и регулярной работы с собранной базой. Только периодические выжигательные запуски.

Уверен, что в случае с Марией заработанных денег хватает и так…  но всё-таки странно, тем более что в своих уроках она рассказывала о совсем других воронках: с трипваерами, апселлами, кросс-селлами и тропинкой возврата 🙂

Ошибка №8. Слишком сложная воронка на старте

Противоположный случай. Бывает такое, что клиент, имея деньги, решает сразу основательно вложиться и выстроить крутую, сложную, вариативную автоворонку со множеством ответвлений.

воронка-вертолет

Такую воронку еще называют «воронка-вертолет».

На самом деле такие воронки если и нужны, то далеко не на старте. Не спешите вкладывать пару миллионов в ее разработку. Может оказаться, что окупаемость воронки обратно пропорциональна ее сложности, и деньги вылетят в трубу.

Наоборот, мы начинаем с достаточно простой воронки и постепенно ее достраиваем. Как в классическом бизнес-примере с палаткой, ларьком и магазином.

Ошибка №9. Ранняя и/или избыточная сегментация

Практически все типичные статьи про автоворонки рекомендуют сегментировать подписчиков и выдавать каждому сегменту свою серию касаний. В итоге опять получаем «вертолет» из нескольких веток.

Скажу неожиданную вещь, но и с этим, на самом деле, лучше повременить. Да, сегментация полезна, но на этапе большого, массового трафика (скажем, 1000 новых подписчиков в день) — и в том случае, когда вы работаете под множество сегментов аудитории.

Но когда через воронку проходит 10-100 подписчиков в день, это лишняя работа, которая, быть может, принесет пару дополнительных продаж, но не окупится. 

На старте лучше выделить один приоритетный сегмент и строить воронку под него (а представители других аудиторий вполне могут «зацепиться» за те же маркетинговые смыслы).

Ошибка №10. Излишняя «чат-ботность»

Излишняя «чат-ботность»

В соцсетях автоворонки реализуются через чат-боты. И есть соблазн взять побольше функций чат-ботов на благо воронки. 

Например, есть такая функция как «Ожидание ответа подписчика». Это когда мы ждем от него определенное действие и не отправляем контент. 

Или всем известное «Отправь кодовое слово».

С одной стороны, это вроде бы хорошие функции: мы повышаем вовлеченность подписчиков (и заодно фильтруем неактивных). 

Но по факту оказывается, что:

  • многие потенциальные покупатели не любят выискивать кодовые слова, отвечать на сообщения бота и нажимать на кнопки
  • а некоторые из них откровенно тупят, выполняя совсем не то действие, которое от них ждешь.

(Не забывайте также про возможные технические сбои.)

В итоге получаются такие случаи как у инфобизнесмена Александра Чипижко. Когда он сделал воронку по схеме Тимура Кадырова, то не предусмотрел переброс подписчиков на следующие шаги — и в итоге до конца воронки дошли единицы. 

Да и у меня был такой случай — как раз с воронкой про прототипирование для бизнеса. Читатели, которые не прочли статью, не могли попасть на следующий шаг. Это тоже сказалось негативным образом на и без того неправильно сфокусированной воронке.

В общем, рекомендую на старте не закладывать в воронку ожидание действия подписчика — можно существенно срезать продажи. Как минимум, воронка не должна на этом заканчиваться.

Ошибка №11. Технические проблемы

Не поверите, но это чуть ли не главная возможная прореха в вашей автоворонке. 

Простая пропущенная стрелочка в настройке бота воронки может стоить вам сотен тысяч рублей прибыли! И очень редко подписчики напишут вам, что что-то не так.

Я давно думаю о специальном «обходчика воронок», который хотя бы раз в месяц будет проверять, чтобы все стрелочки были на месте, счетчики срабатывали как надо и люди в воронке не терялись.

Ошибка №12. Завышенные ожидания 

Когда собственник бизнеса впервые узнает про автоворонки, то может думать примерно так: ага, сейчас мне за пару недель соберут вороночку, я закину туда тысяч 100 рекламного бюджета и через месяц получу возврат 1 к 5.

Но, к сожалению, сейчас не 2010 год и даже не 2019-й. Подписчики стали дороже, посещаемость автовебинаров падает, конкуренция — на пределе. 

Поэтому новую воронку нужно:

  • создать в упрощенном варианте (MVP-воронка)
  • протестировать
  • докрутить
  • достроить
  • замерить ее эффективность на дальней дистанции
  • и только тогда делать окончательные выводы о ее эффективности.

Нередко бывает так, что воронка окупается через несколько месяцев благодаря длинному LTV — но собственник к тому времени уже удалил воронку и пошел в поисках новой волшебной таблетки.

Кстати, я и сам попал в эту ловушку. В поисках идеальной воронки я перепробовал десятки схем и потерял много времени. Зато это позволило мне прокачаться в автоворонках как никому другому 🙂

Ошибка №13. Нет дальнейшей работы

Еще одна недопустимая ошибка в 2023 году — думать, что самой автоворонки достаточно для успешного онлайн-бизнеса. 

Да, это возможно (хотя и труднодостижимо). Но большинство успешных проектов используют более сложную, гибридную модель:

  • автоворонка встречает трафик, первично прогревает и «снимает сливки»
  • регулярная работа с собранной базой позволяет ее догреть (особенно по лестнице доверия к вам)
  • а запуски, акции и менеджеры по продажам доводят до сделки тех, кто не созрел сразу, и продают дополнительные продукты покупателям.

Поэтому схема «Одна воронка — монопродукт» постепенно уходит в прошлое.

Эту тему можно было бы продолжать и продолжать, но пока поставлю точку. Если не хотите допустить ошибок в создании автоворонки (или исправить существующие), обращайтесь к нам!

Опишите нашему специалисту  вашу ситуацию, и он поможет выбрать правильное решение в виде автоворонки. А если у вас уже есть воронка, присылайте ее на аудит.

Свяжитесь с нами в TelegramВКонтакте или WhatsApp. Мы всегда на связи и готовы помочь вашему бизнесу расти! 😊

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Жизнь директолога
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.